Авангардные живописцы были поражены иконами, в особенности русскими иконами "старого стиля" XV-XVI веков, которые увидели свет в начале XX века после двух столетий запрета. Аскетические иконы с влиянием византийского богословия исихазма в XVII веке были заменены "западными" миметическими образами.
Иконы оказали огромное влияние на основоположника лучизма Михаила Ларионова, он считал, что русские иконописцы были сильно увлечены абстракцией. В 1913 году он организовал две выставки, в одной из которых были представлены его собственные картины в виде лучей света, отраженных от объектов.
Казимир Малевич также находился под влиянием иконописи. В своих теоретических работах он ссылался на Евангелие. Представляя супрематические полотна на "Выставке 0,10" в 1915 г., Малевич поместил свой шедевр как икону в "красном углу". «Черный квадрат» часто воспринимается как икона авангарда.
Александр Бенуа писал, что "Черный квадрат" это "культ пустоты, мрака, "ничто". Следуя за Спайрой, Мудрак и Гурьяновой, лектор будет утверждать, что у Малевича в действительности был мрак, но другого типа, связанный с понятиями "нетварный свет" и "ослепительный мрак" в теологии Дионисия Ареопагита и Григория Паламы. Будет продемонстрировано, как применение теории Паламы, исихазма, нашло свое отражение в иконописи XV-XVI веков, а затем в теории и живописи авангарда, в частности, у Ларионова и Малевича.
Всю дополнительную информацию можно узнать здесь.
Лекция начинается в 20:00 по МСК.
Пожалуйста, указывайте действительный адрес электронной почты. Ссылка на конференцию Zoom придет на нее за час до мероприятия.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.